Доступная среда



Согласно «Требованиям к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ГОС ДО», с целью модернизации воспитательно-образовательного процесса в группах педагогическим коллективом обновлена и пополнена предметно-развивающая среда, что создало условия для осуществления самостоятельной деятельности детей в соответствии с ГОС ДО.

Педагоги учреждения эстетически обустроили, оборудовали развивающие центры в возрастных группах для всестороннего развития воспитанников, воспитание в них всех составляющих жизненных компетентностей. Педагоги дошкольного учреждения приложили немало усилий для подбора соответствующих игрушек, игр, атрибутов, изготовления нетрадиционного, нестандартного дидактического материала для наполнения развивающего пространства. В течение учебного года была достигнута комфортность и безопасность  обстановки путем введения элементов домашнего обихода в интерьер групп, что обеспечило психологическую защищенность и уверенность воспитанников. Чтобы обеспечить саморазвитие, самореализацию ребенка в МБДОУ, детям предоставили свободу выбора, занятий, вида деятельности, их продолжительность, частота, изменение и виды работы, партнеров по работе, при этом дети имели возможность обратиться за помощью взрослых или отказаться от нее. 

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Воспитатели использовали гендерный подход в организации развивающей среды, который нацелен на успешность воспитания детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциальных возможностей. Учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков, осуществляется как в организации пространства, так и в его содержании. Для девочек в группах имеются следующие центры: «Семья», «Салон красоты», «Магазин», «Библиотека», «Школа». Сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, потребностью в преобразующей деятельности, поэтому мальчики любят играть с различными конструкторами с разнообразными деталями, трансформерами, строительными блоками, с инструментами, наборами машин с подвижными частями. Поэтому для мальчиков созданы игровые центры: «Строители», «СТО», «Дорога».

Зонирование пространства группы для девочек и мальчиков не говорит о том, что они играют отдельно. Воспитатели стремились организовать среду так, чтобы мальчики и девочки взаимодействовали друг с другом, учились   выстраивать   взаимоотношения.

Во всех группах согласно возрастным особенностям детей были обновлены центры патриотического воспитания, в которых содержатся государственные символы, родословные древа воспитанников, предметы декоративно-прикладного искусства, дидактические игры, тематические папки, иллюстрации и фотографии достопримечательностей родного города.

В каждой группе в соответствии с возрастными потребностями организованы физкультурные центры. Центры находятся в свободном доступе, осуществляя принципы безопасности и доступности среды. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий  в группе повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Пособия, как покупное, так изготовлено руками воспитателей и родителей: коврики и дорожки для массажа стоп, ручные массажеры, серсо и др. Однако во многих группах отсутствует нестандартное спортивное оборудование.

В МБДОУ созданы оптимальные условия для работы по формированию элементарных естественных знаний в труде, во время наблюдений в природе и участия в опытно-экспериментальный деятельности:

• в возрастных группах организованы уголки природы, оснащенные различными объектами растительного мира, авторскими разработками календарей природы;

• во всех группах был создан «Огород на окне» для наблюдений за полным циклом развития растений «от зернышка к зернышку», выращивания рассады цветов и огородных культур.

Для изучения детьми правил безопасного поведения во всех возрастных группах имеются методические пособия по правилам дорожного движения, безопасного нахождения детей на улице и др.: макет «Улица», дорожные знаки наглядные пособия (плакаты, наборы картинок, игрушки по данной тематике, настольные игры («Экстренные ситуации», «Азбука пешехода», «Спасатели». Атрибуты и игрушки к сюжетно-ролевым играм – транспортные средства, светофор, фуражка, жезл регулировщика.

Творческой активности и самовыражению средствами искусства способствуют организованные в группах центры изобразительной деятельности. Они способствует развитию творчества, фантазии, закреплению навыков, полученных на занятиях. В доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов: это не только карандаши и бумага, это восковые мелки, гуашь, пастель, формочки для лепнины, трафареты, шаблоны и т. д. Предусмотрено наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмов последовательности выполнения работ, образцы альбомов по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству. 

Группы оборудованы мини-библиотеками, в которых имеются книги разных жанров: сказки, рассказы, познавательная литература, стихи. Произведения соответствуют возрасту детей и текущей календарной теме периода.

Центры музыкально-театральной деятельности представлены необходимым набором детских музыкальных инструментов, различными видами театра: пальчиковым, настольным, кукольным, нетрадиционными видами театра. Имеются ширмы для театрализации и костюмы для детей, маски персонажей, музыкальные инструменты, портреты великих композиторов.  Все группы оснащены аудиотехникой и фонотекой.

Для полноценного физического развития детей в МБДОУ созданы следующие условия:

• спортивный зал со спортивным инвентарем;

• спортивные площадки для подвижных и спортивных игр;

• физкультурные уголки во всех возрастных группах, в которых имеется спортивный инвентарь, картотеки подвижных игр, дидактические игры и пособия по физкультуре.

Для создания целостной системы физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками в МБДОУ использовались разнообразные формы организации педагогического процесса:

1. Физкультурные занятия (традиционные, сюжетно-игровые, комплексные, интегрированные, оздоровительные):

• 2 раза в неделю в спортивном зале;

• 1 раз в неделю на прогулке по расписанию.

2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия:

• Утренняя гимнастика. Проводилась ежедневно до завтрака, на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий).

• Физкультминутки в середине ООД.

• Подвижные игры и упражнения между ООД и на прогулке.

• Пальчиковая гимнастика.

• Закаливающие мероприятия, которые осуществлялись круглый год, но их вид и методика менялись в зависимости от сезона и погоды (гимнастика после сна, ходьба босиком по массажным коврикам, самомассаж, дыхательная гимнастика, контрастные воздушные ванны, облегченная одежда детей);

• Упражнения для профилактики плоскостопия.

• Соблюдение двигательной активности в течение дня. 

3. Физкультурно-массовые мероприятия:

• Физкультурные досуги, развлечения (1 раз в месяц);

• Спортивные праздники (2 раза в год); 

• Дни здоровья (1 раз в квартал).

Согласно годовому плану в 2022-2023 учебном году были запланированы и проведены следующие спортивно-массовые мероприятия:

• Спортивное развлечение «Праздник мяча» 

• Спортивное развлечение «Веселые старты» 

• Спортивное развлечение «Зимние забавы» 

• Спортивное развлечение «Зимняя олимпиада» 

• Спортивное развлечение «На арене цирка» 

• Спортивно-патриотический праздник «День защитника Отечества» 

• Спортивное развлечение «Космические просторы» 

• Спортивное развлечение «В поисках лета» 

• Спортивно-развлекательный праздник, посвященный Дню защиты детей «Радость детства» 

4. Профилактические мероприятия: 

• профилактика гриппа и простудных заболеваний (режимы проветривания, утренние фильтры, гигиенические процедуры, беседы с родителями о здоровье детей, термометрия (в группах раннего возраста и при карантинах));

• организация витаминизации: прием фруктов (согласно перспективному меню);

• организация питьевого режима: употребление кипяченой воды (ежедневно, согласно графику питьевого режима).

5. Система работы по формированию здорового образа жизни:

• В организованной образовательной деятельности педагоги проводили беседы с детьми на тему: «Изучаем свое тело», «Полезные и вредные привычки», «Что такое здоровье», «Чистота – залог здоровья» и др.

• В совместной деятельности с детьми воспитатели использовали игры-эксперименты, игровые и проблемные ситуации, опыты, викторины, через которые знакомили детей с правилами бережного отношения к своему здоровью, воспитанию культурно-гигиенических навыков.

• В группах накоплен разнообразный материал: дидактические игры и пособия «Азбука здоровья», «Полезные и вредные продукты», «Правила гигиены» и др.

• В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Аптека», дети самостоятельно и под руководством воспитателя получали элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

• Педагогами всех возрастных групп и специалистами МБДОУ организовывались тематические досуги с детьми и родителями: развлечение «Здоровье дарит Айболит», развлечение «Путешествие на Остров здоровья».